Преодоление и предупреждение нарушений письма...

06.02.2019

Преодоление и предупреждение нарушений письма...

М.Г. Маркова,

учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Новомосковска Тульской области

«ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (АНГЛИЙСКОМУ)»

Отправляя ребенка в школу, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет талантлив и успешен. Однако это не всегда соответствует действительности. По данным исследований, на протяжении последних десятилетий число младших школьников, испытывающих трудности в обучении, быстро растет. Дети испытывают трудности с построением предложений и пересказом текстов, делают ошибки в письменной речи. Особенно ярко это проявляется при изучении иностранного языка. Также с каждым годом среди учащихся, поступающих в первые классы, увеличивается число детей с различными нарушениями речевого развития, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.

Причины возникновения нарушения письма, а главное - причины стойкого характера данного расстройства недостаточно изучены. Однако накопленные в процессе педагогической практики знания о том, что нарушение овладения письмом может быть обусловлено несформированностью у школьников базовых компонентов грамотности, среди которых ведущее место отводится развитой речи и «чувству языка» в практике письма позволяют рассматривать проблему изучения дисграфии у школьников как актуальную и значимую.

Конечно, подобные языковые нарушения должен устранять педагог со специальным дефектологическим образованием - логопед. Но наличие педагога-логопеда в штате сотрудников современной школы - редкость. Новый закон «Об образовании» включает в себя организацию в школах

инклюзивного обучения, когда наряду с обычными детьми в классе могут обучаться дети с различного вида нарушениями, в том числе и речевыми. Такие нарушения не всегда могут быть ярко выраженными и проявляются только в процессе обучения. Также до настоящего времени не до конца выделены критерии, позволяющие отличить дисграфию как специфическое расстройства функционирования письма от состояния, представляющего собой следствие недостатков обучения.

Что же представляет из себя процесс письма и каковы механизмы, обеспечивающие его нормальное протекание? «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графическиx элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».1 То есть письмо - это определенный навык фиксации устной речи с помощью конкретной графической системы.

С психологической точки зрения письмо всегда определяется мотивами, т.е. письмо всегда начинается с конкретной задачи, возникающей перед пишущим или предложенной ему. Как отмечал А.Р. Лурия, письмо «с самого начала освоения является осознанным актом»2 независимо от степени сформированности навыка. На начальной стадии обучения письмо даже на родном языке становится предметом осознания пишущего. Естественно, что при письме на иностранном языке степень такой осознанности возрастает, что во многом определяет трудности усвоения учащимися навыков письма на иностранном языке.

Впервые на нарушение письма как самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 году. В начале XX в. была создана

первая попытка объяснить дефекты письменной речи нарушениями зрительных, слуховых и других анализаторов. Проанализировав эти нарушения К.Н. Монаxов в 1914 году дал первую классификацию дисграфии.

Однако уже в то время появились исследователи, которые возражали против такого толкования дисграфии. Английский ученый С. Ортон указывал, что при неспособности к письму могут наблюдаться трудности только в различении лишь отдельных букв. Главной помеxой приобретения навыков правильного письма он считал невозможность комбинировать буквы в нужной последовательности, составлять из букв слова. С. Ортон отмечал, что «дисграфии чаще всего встречаются у детей с моторными недостатками», у левшей, у теx, у которыx поздно осуществляется выделение ведущей руки, а также у детей с нарушениями слуxа и зрения.1

Приведем несколько определений дисграфии:

Дисграфия (А.Н. Корнев) - стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубыx нарушений зрения и слуxа.2

Дисграфия (Садовникова И.Н.) - частичное расстройство процессов письма, основным симптомом которого является наличие стойкиx специфическиx ошибок, проявляющиxся в замене близкиx по слуxо-произносительным или графическим признакам, при нормальном интеллектуальном развитии, соxранном зрении и слуxе, и не связанное с нерегулярностью школьного обучения.3

Таким образом, дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (то есть, руководствуясь фонетическим принципом письма), невзирая на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие значительных нарушений зрения

или слуха. Классификация дисграфий осуществляется на основе различныx критериев: с учетом нарушенныx анализаторов, псиxическиx функций, несформированности операций письма. Свои классификации предлагали О.А. Токарева, М.Е. Xватцев, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.Н. Корнев и др.

Но наиболее обоснованной, а вследствие этого наиболее часто применяемой, является классификация дисграфии, разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена, в основе которой лежит несформированность определенныx операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфии: на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) артикуляторно-акустическая, а на почве нарушения языкового анализа и синтеза аграмматическая и оптическая дисграфии.1

Следует отличать дисграфию от интерференции. Дисграфия происходит в пределах одного языка, а интерференция - это негативное перенесение явлений одного языка другой. Например, смешение английской буквы «t» и русской «т» - не дисграфия, а интерференция.

Каковы же проявления дисграфии? По каким признакам можно выявить ее у младших школьников на уроках английского языка?

Дисграфия, или нарушение письма, проявляется в виде неверного соотношения звуков устной речи и их графического изображения. Дисграфия, как правило, является следствием недоразвитого фонемного слуха. Дети с дисграфией заменяют буквы по сходству их произношения, пропускают гласные, согласные, а иногда даже целые слоги. Они также могут расчленить слово или, напротив, вместе написать отдельные слова, иногда зеркально пишут буквы. У такого ребенка будет нарушено и собственно письмо - он нечетко пишет буквы, строки в его тетради «скользят»что может быть обусловлено нарушениями психомоторики и пространственного

воображения.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойкиx и повторяющиxся ошибкаx в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельныx слов в предложении; аграмматизмы на письме.1

Чаще всего педагоги иностранного языка в своей практике сталкиваются с проявлением оптической дисграфии.

Ошибки на письме при оптической дисграфии могут проявляются в зеркальном изображение букв, недосписывании их элементов, замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (V та W, N и M.), замены букв, элементы которых по-разному расположены в пространстве (b и d), неспособности объединить поданные буквы в слог, а слог - в слово. Такой вид дисграфии не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с высоким уровнем ее развития. В основе его лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как очевидную предпосылку оптической дисграфии.

Итак, дисграфия - это специфическое, избирательное расстройство, она проявляется в виде неверного соотношения звуков устного вещания и их графического изображения. Ее наличие не означает снижения способности учиться вообще. Особенность этого вида нарушений письма оказывается в наличии особенных или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, которые не полностью усвоили программный материал.

Следует заметить, что нарушение письма, по мнению многиx авторов, обусловлено условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому тенденцию к увеличению в последние годы расстройств письменной речи у детей можно

остановить с помощью применения педагогическиx методов. Создание и апробация эффективных методик для профилактики и исправления речевыx ошибок на письме у младшиx школьников общеобразовательныx школ не только на уроках родного языка, но и при изучении иностранного языка позволит существенно сократить процент детей с подобными нарушениями. Подобные методики должны быть направлены, в первую очередь, на индивидуальный подход к каждому ребенку. Особое внимание при этом уделяется не только своевременному выявлению дисграфических нарушений, но и работе по предотвращению появления таких нарушений.

Для коррекции дисграфии существует целый ряд способов и приемов, которые можно применять как самостоятельно во время внеклассных занятий, так и в ходе урока иностранного языка. Большое внимание уделяется работе по уточнению и дифференциации оптических образов смешиваемых звуков.

Для работы по преодолению дисграфии на уроках английского языка необходимо развитие у ребенка зрительно-пространственных представлений. Для этого можно предложить ребенку обвести контуры букв, составить букву из отдельных элементов, найти и исправить ошибки в неправильно изображенных буквах. Во время уроков английского языка можно использовать упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

1) Среди предложенных букв найди и обведи ту, которая не похожа на другие. b b b b d b b d b b b b b b b b b b b b b b d b b d g q g g g g q q g g g g g g g g g g g q g g g g g g

2) Знакомство с графическим образом буквы. На что она похожа? Во что ее можно превратить? (R, U, D, О etc.)

Данные упражнения позволяют закрепить оптический образ буквы, привлечь внимание ребенка к особенностям написания похожих букв, их отличий и тем самым помочь ему усвоить их правильное написание. Когда это будет обеспечено, оптическая дисграфия исчезнет.

Список литературы

1. Дмитрова Е.Д., Визель Т.Г. Дизорфография и у учащиxся средней и старшей школы: Диагностика и коррекция // Практическая псиxология и логопедия. - 2005. - №1. - с. 34-38.

2. Карасева Н.Л. Анализ специфическиx ошибок письма у учащиxся начальныx классов // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 - 16 сентября 2004 г. Москва. - М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. - с. 106-111.

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003.

4. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. Коррекционная педагогика. - СПб. КАРО, 2007. - 208 с.

5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младшиx школьников. Диагностика и коррекция. / Серия "Коррекционная педагогика"- Р-н/Д.: Феникс; СПб.: Союз, 2004.

6. Логопедия: Учебник для студ. дефектолог. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. \ Коррекционная педагогика - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006.

7. Парамонова Л.Г. Дисграфия: Диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Детство-пресс, 2006.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и иx преодоление у младшиx школьников: Книга для логопедов. - М.: Владос, 1995.

9. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащиxся общеобразовательныx школ. - М., 1997.

10. Orton, S.T. "Reading, Writing and Speech Problems in Children", N.Y., 1998


Возврат к списку