Мастер класс "Синквейн как приём технологии развития критического мышления"

26.09.2018

Мастер класс "Синквейн как приём технологии развития критического мышления"

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:
•    Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал;
•    Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно-ориентированной технологии «Развитие критического мышления»: «Шесть шляп», «Кластер», «Корзина идей», «Уголки», «Дидактический синквейн»;
•    Охарактеризовать роль нравственной оценки профессиональной деятельности педагога;
•    Способствовать осознанию необходимости выработки каждым учителем своих положительных ценностных ориентиров, позитивных внутренних установок на профессию учителя и стремлению строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями и установками.

Структура:
1.    Вступление
2.    Краткое знакомство с технологией «Развития критического мышления» (ТРКМ);
3.    Презентация педагогического опыта;
4.    Использование приемов ТРКМ в педагогической практике;
5.    Рефлексия.

1.    Вступление.
Добрый день!
Я приглашаю вас к совместной работе.
Возьмите лист бумаги и расставьте числа от одного до пяти сверху вниз.
Слушаем вопрос и записываем ответ:
1. Император, при котором было отменено крепостное право.
2. Звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон.
3. Фамилия главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
4. Величина, являющаяся мерой гравитации.
5. Значение числа Пи.
А сейчас давайте проверим. Правильный ответ отмечаем крестиком. Сосчитайте, сколько у каждых из вас правильных ответов.
Ответы:
1. Александр II
2. Гамма
3. Чацкий
4. Масса
5. 3,14…
Возможно, вы не смогли ответить на некоторые вопросы из-за неожиданности такой формы работы, почувствовали дискомфорт от незнания правильного ответа. И я уверена, что практически каждый из вас подумал о детях, которые постоянно попадают в подобные ситуации. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает педагогу жить и трудиться, но не препятствует ему развиваться и узнавать новое.

2.    Краткое знакомство с технологией «Развития критического мышления» (ТРКМ)
Знакомство с участниками (по наличию времени): Имя+прилагательное на ту же букву. Например, добрая Даша.
Разделиться на 3 группы (прием случайных пар).
А сейчас я предлагаю вам немного поработать в группах и выполнить несколько моих заданий. По итогам выполнения у вас должны получиться законченные высказывания.
Работа с цитатами. Задания даны по группам
1.    Возьмите лист бумаги с набором букв.
Вычеркните каждую вторую букву и прочитайте полученное высказывание.
«Вдохновляй других развиваться, развиваясь сам»
2.    Ребус: «Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
3.    Шифровка: Мышление - это новое сотворение мира.
О чем мы сейчас будем говорить? Вывод на тему «Критическое мышление» -> «Технология развития критического мышления»
Что понимается при этом под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.    Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление – размышление».
СТРОИМ ДОМ (на презентации)
Рассмотрим эти стадии подробно.
На этапе вызова (evocation) из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».
На стадии осмысления или реализации смысла (realization of mening) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами.
Этап размышления или рефлексии (reflection) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит "присвоение" нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.

3. Презентация педагогического опыта
Опыт работы показывает, что даже у детей с хорошими диагностическими показателями имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому важно создавать условия для его активизации и актуализации собственного высказывания. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная: создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.
Как правило, данный прием достаточно несправедливо относят к тем, которые применимы лишь на этапе рефлексии. Но это не так. Не требующий особых условий для использования, он органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у школьников.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
В вольном переводе с французского «синквейн» означает «пять вдохновений» или «пять удач».
Сейчас синквейном называют короткое литературное произведение, которое характеризует предмет (тему) и используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн состоит из 5 строк и пишется по определенному плану.
Синквейн позволяет одновременно развивать умение делать выводы, способность к обобщению и самоанализу, а также дает простор для творчества.
При работе над синквейнами дети обогащают свой словарный запас, учатся формулировать идею (основную мысль или ключевую фразу).
Этот прием хорош тем, что его можно использовать практически на любом уроке по любому предмету. Ввиду того, что составить его может каждый ребенок, написание синквейна служит почвой для создания ситуации успеха.
На школьных уроках чаще всего используется дидактический синквейн, который составляется по несложной схеме:
•    Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
•    Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
•    Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
•    Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
•    Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Но мало кто знает, что существует еще несколько разновидностей синквейнов:
•    Традиционный синквейн — состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога;
•    Обратный синквейн — с обратной последовательностью
•    Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
•    Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
•    Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
•    Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Работа над подобными видами синквейнов достаточно сложна, поэтому в школе, по большей части, мы используем составление дидактического синквейна.
Работа учащихся над синквейнами может представлять собой
•    Составление нового синквейна.
•     Коррекцию и совершенствование готового синквейна.
•     Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Универсальность синквейна заключается в том, что работу над ним можно провести в разной форме на разных этапах урока:
•    Самостоятельно при выполнении домашней работы;
•    Самостоятельно на уроке;
•    В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме;
•    Самостоятельно или под руководством педагога в конце урока на этапе рефлексии.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной и может успешно применяться в практике.

4.    Использование приемов ТРКМ в педагогической практике
Давайте попробуем применить полученные знания на практике и сами окунемся в эту технологию.
У меня есть два предмета:
МАСКА –УКАЗКА. Что общего между ними, по вашему мнению?
(Выход на заключение: Урок = театр, учитель = актер)
Шекспир когда-то сказал, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры. А можем ли мы сказать это применительно к учителю?
Стадия – вызов. Задания по группам. Участники читают памятку и работают с заданием, основанном на приеме.
1.    Кластер.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
2.    «Корзина идей». В «корзину» (напечатанную) кладутся стикеры-мысли.
«Корзина идей» — прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Рекомендации по использованию приема «Корзина идей»
Записывать все идеи, даже если они ошибочные. Это вызовет желание доказать неправильность утверждения.
Не комментировать высказываемые детьми идеи, понятия, примеры, факты, имена.
По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.
3.    «Уголки»
Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения.
Прием используется на стадии осмысления (на уроках, построенных по ТРКМЧП) после изучения новой темы (текста, параграфа учебника, статьи, художественного произведения).
Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений.
Класс делится на группы, каждая группа разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Затем группы меняются ролями.
На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики.
Цель приема: прийти к общему мнению, выбрав одну точку зрения.
Итак, к какому выводу мы можем прийти?
Но любое утверждение нуждается в проверке. Давайте «посмотрим» на нащу точку зрения с разных сторон. И в этом нам поможет прием «Шесть шляп».
На слайде – значения шляп.
Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. Технологию Боно уже взяли на вооружение такие ведущие мировые компании, как IBM, British Airways, Pepsico, Mary Key. А основоположники технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей.
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
1.    Задается проблемная ситуация (вопрос, текст). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
2.    Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
•    Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
•    Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
•    Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
•    Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
•    Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
•    Синяя — нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
Это эталон приема «Шесть шляп». Но каждый учитель может адаптировать стратегию, исходя из собственных планов и темы урока.
К какому выводу мы можем прийти? Давайте проведем рефлексию «В традициях» нашей технологии. А поможет нам в этом прием под названием «Синквейн», с которым мы уже немного познакомились.
Составить синквейн на тему «Учитель» в соответствии с нашими рассуждениями.

5. Рефлексия
А сейчас я предлагаю оценить нашу совместную деятельность. Возьмите стикеры и продолжите предложения.
Наша совместная деятельность похожа на:
- полет в самолете, так как ___
- кулинарию, так как ___
- работу садовника, так как ____

Помните, с чего мы начинали нашу работу?
«Жизнь есть театр, и люди в ней актеры»
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, господа, беспрецедентен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!

Возврат к списку