Обучение монологической речи

25.09.2018

Обучение монологической речи

1.    Самостоятельное высказывание в связи с прочитанным текстом, полученными результатами проектной работы.
2.    Рассуждение о фактах/событиях, об особенностях культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка

В истории методики роль обучения такому виду речевой деятельности как говорение в разные времена и в разных странах была достаточно подвижна. Во многом это связано с социальным заказом общества, потребностями в использовании иностранного языка, связанного с характером международных обменов.
Однако напомним, что основной целью обучения иностранным языкам в школе остается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, и единый государственный экзамен (ЕГЭ) является формой итогового контроля степени ее сформированности на этапе окончания старшей школы.
На сегодняшний день перед учителями иностранных языков, занимающихся подготовкой учащихся старших классов к единому государственному экзамену, стоит серьезная задача, так как совсем недавно в структуре экзамена произошли значительные изменения, а именно появление такого раздела как говорение.
В методической литературе говорение определяется как форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.
Согласно кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по английскому языку элементами содержания устной части (монологическая речь), проверяемыми на ЕГЭ, являются следующие:
Говорение – это чрезвычайно многоаспектное и сложное явление, выполняющее в жизни человека функцию средства общения, являющееся одним из видов человеческой деятельности, в результате чего возникает его продукт – высказывание.
При организации устно-речевого общения на уроке английского языка учителю стоит учитывать трехфазность структуры речевых действий
Под монологом понимается активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие, коммуникативной целью которого является сообщение о каких-либо фактах, явлениях. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.
Монолог является такой формой речи, когда её выстраивает один человек, cам определяя структуру, композицию, языковые средства. Но чтобы конкретный ученик смог это сделать – его надо этому научить, направить. Таким образом монолог управляем.
При обучении монологической речи в методике приняты два пути: ,,путь сверху’’, когда исходной единицей обучения является законченный текст, и ,,путь снизу’’, где в основе обучения  - предложение, отражающее элементарное высказывание.
«Путь сверху».
Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи:
•     знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);
•     передача содержания текста (от лица одно из персонажей);
•     изменение ситуации.
«Путь снизу»
•    предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:
•     высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);
•    этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
•     учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.

При обучении монологической речи учащихся 6х классов используются оба пути.                    Работа строится поэтапно от фразы к развёрнутому монологу.
В условиях классно-урочной системы при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него. Исходя из этих функций текста, можно успешно на его основе обучать монологической речи – одной из видов речевой деятельности.
«Процесс порождения устноречевого высказывания (УВР) на основе текста нуждается в организации целенаправленного управления им, учитывая при этом определенную пошаговость, логическую и методическую последовательность в постановке заданий (принципы от легкого к трудному, от простого к сложному и др.)
Под управлением понимается любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом, имеющая стандартизованную структуру, постановка задачи, указание на пути ее решения, ее решение и контроль»
(Л.М.Лытаева – канд.пед.наук, Москва).
Если мы говорим об обучении монологической речи на основе тематического текста, то имеем в виду обучение подготовленной речи.
Подготовленная речь – это подготовленная по форме, содержанию и во времени речь.
Обучение монологической речи проходит в три этапа.
На первом – вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.
На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.
Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи.
Суть заключается в том, что учащиеся учатся составлять связное высказывание (сообщение, рассказ, сочинение) в результате определенной тренировочной работы, Имеется в виду серия упражнений в следующей последовательности:
1.    Это упражнения на воспроизведение готовых образцов связного высказывания, пересказ прочитанного текста и т.д.
2.    Собственно–коммуникативные упражнения – это упражнения на порождение связного высказывания по аналогии с образцом (в данном случае – тематический текст без непосредственной на него опоры.)
Эти упражнения предполагают известное комбинирование материала, его трансформацию, приспособление к той или иной ситуации, использование лексического перифраза, сжатие прочитанного материала. Главное внимание уделяется выражению одной и той же мысли различными языковыми средствами.
Работа с текстом может вестись по следующему плану:
1.    Ознакомление с содержанием текста.
2.    Проведение беседы по прочитанному с целью проверки понимания содержания прочитанного.
3.    Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
4.    Составление высказываний по аналогии с прочитанным с опорой на вопросы либо план (план может быть в форме словосочетаний либо в форме вопросов)
Задание учащимся:
1.    Прочитать текст и постараться понять его содержание
2.    Если в тексте есть незнакомое слово, то постараться понять его значение по контексту, т.е постараться догадаться.
                   Возможны следующие виды заданий.
1.Ответьте на вопросы:(работа по цепочке)
- Какое название имеет текст?
- Кто автор текста?
- Когда и где происходит действие текста?
- Кто главные герои текста?
2. Закончите предложения второго пункта плана, используя текст’’(работа по               цепочке)
3. Выскажите своё отношение к содержанию текста и его персонажам, используя опору’’(работа по цепочке)
4. Перескажите текст’’(учащиеся разбиваются на две группы , распределяют между собой пункты плана и коллективно пересказывают текст).
5.    На дом учащиеся получают задание пересказать’’
6.    На следующем уроке учащиеся пересказывают текст, имея свой вариант пересказа.
После выполнения вышеуказанных заданий учитель проводит контроль понимания прочитанного. Для этого можно использовать несколько вариантов работы, принимая во внимание, что в классе имеются дети с разным уровнем обученности.
Вышеуказанный метод по развитию монологической речи учащихся имеет такие положительные моменты по обучению, как развитие внимания, памяти (как зрительную, так и слуховую активность), развивает умение выделять и обобщать, умение самостоятельной работы, приучает к творчеству.

В основу УМК для 6 класса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта - всем видам речевой деятельности.
В 6 классе доминирующими являются познавательный и учебный аспекты иноязычной культуры, а среди видов речевой деятельности ведущими являются говорение и чтение.
Каждый раздел УМК состоит из определенного цикла уроков, которые знакомят нас с рядом небольших текстов, монологов и диалогов, и направлен на развитие навыков монологической речи и понимания аутентичных текстов.
Особое значение придается выражению своего мнения по прочитанному аутентичному тексту разных жанров через монологическую речь, а именно:
- полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
- оценивать полученную информацию, выражать мнение;
- комментировать/объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Таким образом УМК для 6 класса ставит целью развитие коммуникативных умений в одном из основных видов речевой деятельности -монологической речи- посредством комплексного использования компонентов обучения (учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, книга для чтения, звуковое пособие).
На основе учебника происходит этап ознакомления и первичной отработки методов, приемов и технологий работы с текстом. С этой целью представлены разнообразные упражнения предтекстового и послетекстового этапов, которые дают учителю возможность варьирования в организационном плане (изменение формы выполнения задания, вида работы с ним). В каждом из циклов преодолевается какая-либо трудность, присущая выражению мнения через монологическую речь. Поскольку упражнения учебника позволяют учителю производить необходимые изменения организационного плана при развитии того или иного умения, можно предположить, что аутентичные тексты будут наиболее оптимальны при совершенствовании навыков монологической речи в 6 классе (учитывая возрастные психологические особенности

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения.
Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся.
Основными  целями  проектной методики  на уроках английского языка  - формирование системы знаний  по изученной теме и умение применять их на практике;  развитие самостоятельного мышления учащегося.  Так как  проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает, что учащиеся будут  выражать свое мнение на английском языке, то одной из задач проектной деятельности, является  развитие коммуникативных умений.  Кроме этого учащимся необходимо самостоятельно найти и выбрать  интересную  информацию по теме проекта, а также  интересно и структурировано защитить   проект,  поэтому  задачи по   развитию информационных   и учебных  умений также являются важнейшими.

В современном мире социокультурная компетенция играет особую роль. Она предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.
Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры иноязычных стран: знакомство с их историей, с выдающимися писателями, поэтами, учеными.
Следующий момент, о котором нельзя забыть, говоря о формировании социокультурной компетенции — это конечно, речевой этикет. Речевой этикет — это культура речи, а культура речи — это лицо человека. Речевой этикет иностранного языка имеет особое значение для воспитания личности в целом. Принимая во внимание нашу языковую культуру, можно многому научить и научиться, изучая их разговорный этикет. Поэтому изучению клише, устойчивых фраз разговорной речи, фразеологических оборотов уделяется большое внимание
Для успешного формирования социокультурной компетенции, для достижения полноценного результата недостаточно ограничиться аудиторными занятиями. Целесообразно было бы широко использовать возможности внеаудиторной работы, нацеленной на реализацию, по меньшей мере,трех задач:
•    расширение представления о культуре страны изучаемого языка;
•    сопоставление родной культуры и культуры других народов;
•    этическое и эстетическое воспитание.
Итак, формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. Изучая иностранный язык, мы формируем культуру мира в сознании человека, развиваем желание участвовать в межкультурной коммуникации.
Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить следующие компоненты:
•    лингвострановедческий – лексические единицы с социально – культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи).
•    cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания, реалии, предметные знания).
•    cоциально-психологический – владение социо- и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре.
•    культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон ( знание традиций, обычаев народа изучаемого языка.
Самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка, погружение в саму атмосферу культуры, традиций, обычаев и социальных норм страны.
Ввиду того, что учащиеся не имеют такой возможности, необходим поиск эффективных путей и способов развития социокультурной компетенции вне языковой среды.
Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста используются:
•    тематические, страноведческие, художественные тексты,
•    диалоги и полилоги,
•    стихи,
•    песни,
•    письма,
•    интервью,
•    аудиотексты с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации.
Рассуждение должно содержать: посыл (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотноситься с посылом и логически вытекать из всего хода рассуждения).
•    Для монолога – рассуждения типичны синтаксические построения, содержащие умозаключения, констатацию фактов, передающие логическую связь явлений (конструкции причинно - следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.). Композиционная схема рассуждения выглядит следующим образом: тезис (основная мысль), доказательство, вывод. Необходимо отделять мнения от фактов; формулировать свою точку зрения; обосновать свою точку зрения; структурировать и логически организовать свою речь; адекватно оформить замысел высказывания с помощью средств изучаемого языка.

Возврат к списку